А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

САВРАСОВ А:


САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-97), российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).

Современный толковый словарь

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич [12 (24) мая 1830, Москва - 26 сентября (8 октября) 1897, там же], российский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или "пейзажа настроения") в русском искусстве.Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве.Раннее творчество Раннее творчество Саврасова ("Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является "Вид в окрестностях Ораниенбаума" (1854, там же), за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные "штудии" приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям ("Пейзаж с рекой и рыбаком", 1859, Латвийский художественный музей, Рига; "Сельский вид", 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869, там же; "Лунная ночь. Болото", 1870, Серпуховский историко-художественный музей), умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта ("Волга", 1870-е гг, Третьяковская галерея).Зрелое творчество. "Грачи прилетели"В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом", Нижегородский художественный музей; "Разлив Волги под Ярославлем", Русский музей), в т. ч. знаменитую картину "Грачи прилетели" (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, "уже виденного" (deja-vue, говоря языком психологии) - причем не только где-то близ Волги, где писались "Грачи", а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь "настроение" -как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем - окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: "все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".Незримо зримая "душа", настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями ("Сухарева башня", 1872, Исторический музей, Москва; "Вид на Московский Кремль. Весна", 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени "Проселок" (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную "Могилу над Волгой" (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную "Радугу" (1875, Русский музей), меланхолическую картину "Зимний пейзаж. Иней" (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с "Грачей".Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.Литература:Новоуспенский Н. Н. А. К. Саврасов: Альбом. Л., 1981.Добровольский О. Саврасов. М., 1983.Мальцева Ф. А. К. Саврасов. Л., 1984.М. Н. Соколов

Современный толковый словарь

Случайные 5 слов

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой пол...

БАДМИНТОН (англ. badminton), спортивная игра с воланом и ракетками на площадке 13,40 м х 6,10 м, разделенной пополам сеткой (высота 1,55 м). Родина бадминтона - Индия. Завезен в Великобританию во 2-й пол. 19 в., где состоялись первые показательные выступления (г. Бадминтон, 1872, отсюда название). В Междунар...

ГОРОНТАЛО (холонтало), народ в Индонезии (на севере о. Сулавеси). 1,17 млн. человек (1992). Язык индонезийской ветви. Верующие - мусульмане-сунниты....

БИАНКА , спутник Урана, открыт с борта космического аппарата "Вояджер-2" (США, 1986). Расстояние от Урана ок. 60 тыс. км, диаметр ок. 50 км....

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ МИРА (ВСМ), руководящий орган Движения сторонников мира. Создан в 1950. Представляет св. 200 национальных организаций из более чем 150 стран. Президент - Е. Махерас (с 1990). Секретариат ВСМ - в Хельсинки....